О порядке предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в своем интервью рассказала начальник отдела предоставления сведений о земельных участках филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области Альфия Янбердина.

 -  Что представляет собой межведомственное взаимодействие, и каким образом оно может помочь заявителям?


Межведомственное информационное взаимодействие представляет собой механизм взаимодействия органов власти всех уровней и иных организаций, который предусматривает информационный обмен данными без участия заявителя. Напомню, с 1 октября 2011 года Росреестр осуществил переход к межведомственному взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, участвующими в предоставлении государственных услуг. С 1 июля 2012 года к межведомственному взаимодействию подключились органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. 
В настоящее время, этот переход позволяет оказывать гражданам государственные и муниципальные услуги, не требуя с них тех сведений и документов, которыми располагают другие органы власти и государственные организации, участвующие во взаимодействии.

- Какие документы в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает Филиал? То есть, какие документы заявитель вправе не предоставлять, обращаясь за услугами Кадастровой палаты?
При обращении за услугами Кадастровой палаты заявитель вправе не предоставлять следующие документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним или осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества:

– документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель;
– документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка;
– решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое, нежилое в жилое;
– разрешение на строительство объекта недвижимости, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления;
– разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления;
– выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности;
– документ, устанавливающий адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости.
Вышеназванные документы будут запрошены специалистами Филиала без участия заявителей в рамках межведомственного взаимодействия. Здесь необходимо отметить, что Филиал запрашивает материалы, а не заказывает их оформление в уполномоченных органах. Если документ (к примеру, разрешение на строительство) ранее органом местного самоуправления не оформлялся, гражданин должен будет сам обратиться в орган местного самоуправления за оформлением такого документа. Иными словами, в рамках межведомственного взаимодействия предоставляются только те документы, которые имеются в органах власти и государственных организациях, участвующих во взаимодействии.

- Какие сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) предоставляются Филиалом в рамках межведомственного взаимодействия, и с какими органами и организациями приходится сотрудничать чаще всего?

Сведения, содержащиеся в ГКН, по межведомственным запросам предоставляются в виде следующих документов:
– копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
– кадастровой выписки об объекте недвижимости;
– кадастрового паспорта объекта недвижимости;
– кадастрового плана территории;
– кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка.
Чаще всего в рамках межведомственного взаимодействия в Филиал обращаются Федеральная налоговая служба, Росимущество, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Министерство внутренних дел, Федеральная служба судебных приставов, а также органы местного самоуправления Челябинской области.

- Взимается ли плата за предоставление сведений ГКН в рамках межведомственного взаимодействия?

Федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также подведомственным им организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и многофункциональным центрам, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана территории предоставляются бесплатно (п. 12 ст. 14 Закона о кадастре).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка в виде кадастровой справки предоставляются бесплатно по запросам любых лиц, в виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 13 ст. 14 Закона).

- Каким образом органы запрашивают в органе кадастрового учета информацию в рамках межведомственного взаимодействия? 

В орган кадастрового учета поступают межведомственные запросы о предоставлении сведений ГКН. Требования к данным запросам установлены Порядком предоставления сведений, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22.09.2011 № 505). В Порядок внесены изменения в части урегулирования вопросов предоставления сведений ГКН в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе введены новые формы запроса о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, а также требования к составу сведений таких запросов.
Указанные формы запросов разработаны с учетом положений статьи 7.2 Федерального закона № 210-ФЗ, которой также установлены требования к межведомственным запросам о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных услуг.
В начале года Филиал направил в адрес федеральных органов исполнительной власти, а также в адрес органов местного самоуправления области, разъяснения о порядке организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг. В разъяснениях приведен пример заполнения формы межведомственного запроса на бумажном носителе, подробно рассказано о требованиях к заполнению реквизитов запроса.
Изменения в Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости Приказом №505, вступили в силу с 22 ноября 2011 года. Межведомственные запросы, поступившие с нарушением требований, установленных Порядком, в том числе, не соответствующие по форме и (или) содержанию, считаются неполученными и не рассматриваются органом кадастрового учета (п. 25 Порядка).
Следует добавить, что направление межведомственного запроса допускается только в целях, связанных с предоставлением государственной услуги, а должностные лица, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 7.1. Федерального закона № 210-ФЗ).

На Портале услуг Росреестра (www.rosreestr.ru) реализована возможность предоставления запросов в электронном виде. Здесь необходимо отметить, что одной из важнейших задач Филиала является повышение качества и доступности государственных услуг Росреестра, в том числе оказание услуг в электронном виде. Для достижения этих целей в полной объеме, органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо обеспечить эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий.
В связи с этим, мы настоятельно рекомендуем органам и организациям, участвующим в межведомственном взаимодействии, предоставлять запросы в орган кадастрового учета в электронном виде через Портал услуг Росреестра (www.rosreestr.ru).
На сайте Управления Росреестра по Челябинской области (www.to74.rosreestr.ru) в разделе «Кадастровый учет»  «О ФГБУ «ФКП Росреестра»  «Электронные услуги» размещена подробная Презентация о государственных услугах, предоставляемых филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области посредством Портала услуг Росреестра, с иллюстрированным пошаговым разъяснением действий.

- Существуют ли какие-либо проблемы при взаимодействии? 

В настоящее время Филиалом на постоянной основе проводится мониторинг использования органами местного самоуправления сервисов Портала услуг Росреестра. Возможностью направления запросов в электронном виде пользуются далеко не все. Кроме того, выявлена недостаточная степень готовности органов местного самоуправления по предоставлению информации в электронном виде с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия сведений (СМЭВ).


Все документы
Реклама